ДИАЛЕКТИЧЕСКАЯ ТЕОЛОГИЯ

ДИАЛЕКТИЧЕСКАЯ ТЕОЛОГИЯ
- направление в европейской теологии протестантизма 20-30-х годов XX века, близкое по происхождению и теоретическим установкам экзистенциализму. Принципы Д.т. как течения были сформулированы в 1921-22 в работах К. Барта, Э. Брукнера, Бультмана, Гогартена, Э. Турнейзена; в 1923 был создан его печатный орган "Zwischen den Zeiten" ("Между эпохами"). Манифестом Д.т. стала кн. К. Барта "Толкование на послание апостола Павла к римлянам" (1919). Путь Д.т. задуман ее инициаторами как "диалектический": путь к утверждению через отрицание и противоречие. Исходный пункт Д.т. - безнадежность всех попыток определить содержание веры через какие-либо теологические или культовые манипуляции, вообще через "религию", которую Д.т. резко противопоставляет "вере". "Религия" порочна потому, что стремится связать несвязуемое: "не-наглядного" и "не-вещного" Бога с наглядным и вещным миром человеческого интеллекта и воображения. Застывание евангельской веры в "христианскую религию" рассматривается как возврат к тому, что было исторически преодолено. Усматривая в религии иллюзию, благодаря которой человек под видом Бога получает собственный мистифицированный образ, Д.т. готова солидаризироваться с атеистическим антропологизмом Фейербаха. Однако отрицая религию как сумму предметных представлений и действий, Д.т. утверждает веру в абсолютно трансцендентного по отношению ко всему человеческому Бога. Бог есть "критическое отрицание" всего, совершенно непредметный источник кризиса всякой предметности, судия, небытие мира. Краски для описания трансцендентности Бога Д.т. заимствует у разработанного Отто и неокантианской религиозной философией понятия "совершенно иного", переосмысляя его в духе доктрины Кальвина о запредельном "величии Божьем" и учения Лютера о Боге как огненном море гнева, истребляющем все человеческое. Именно в гневе Бога Д.т. видит единственную возможность милости Бога, в его немыслимости - единственную возможность его мыслить. Человек может обрести отношение к Богу лишь на пределе своего бытия, лишь будучи "снят" Богом в диалектическом отрицании, происходящем через "свершение" Голгофы.

В той мере, в какой человек тождественен себе, он не может веровать, а в той мере, в какой он верует, он не тождественен себе.

В исторической перспективе учение Д.т. предстает как возвращение к основным идейным мотивам инициаторов Реформации - Лютера и Кальвина. Отвержение "религии" - это логический предел лютеровского отвержения "оправдания делами". Чтобы ответить на вопрос, на который впервые отвечал Лютер: как вера может жить рядом с новоевропейским нигилизмом, Д.т. должна была покончить с либеральным протестантизмом XIX века, растворявшим религию в стихии безрелигиозной цивилизации, откровение - в истории, веру - в психологии. Возвращаясь к истокам протестантизма, Д.т. оказалась в русле довольно широкого течения протестантской неоортодоксии. Распад течения Д.т. был связан, во-первых, с политическими событиями 30-х: если К. Барт и Тиллих стали провозвестниками христианского сопротивления гитлеризму, то Гогартен примкнул к пронацистскому течению так называемых "нем. христиан". Во-вторых, неустойчивое равновесие "да" и "нет" в доктрине Д.т. легко нарушалось в том или ином направлении. Бультман пришел от Д.т. к провозглашению "демифологизации" христианского учения, Тиллих наметил возможности отказа от императива веры в Бога, широко используемые новейшей протестантской теологией, и пытался включить в теологию мировоззренческие элементы чисто секулярного происхождения; Бруннер перешел к построению новой "естественной теологии", что вызвало резкую отповедь К. Барта. В США эпилогом европейской истории Д.т. явилась деятельность Нибура, заимствовавшего у своих нем. предшественников критику теологического либерализма и социального оптимизма.

С. С. Аверинцев

К.Barth. Romerbrief. Munchen, 1922; R.Bultmann. Glauben und Verstehen. Tubingen, 1958-1962; P.Tillich. The Protestant Era. Chicago, 1966; H.R.Niebuhr. Christ and Culture. N.Y., 1975.


Современная западная философия. Энциклопедический словарь. — М.: Культурная революция. . 2009.

Игры ⚽ Поможем решить контрольную работу

Полезное


Смотреть что такое "ДИАЛЕКТИЧЕСКАЯ ТЕОЛОГИЯ" в других словарях:

  • ДИАЛЕКТИЧЕСКАЯ ТЕОЛОГИЯ — («критическая теология», «теология кризиса», «теология парадокса», «теология Слова Божьего») влиятельное направление протестантской теологии 20 в., которое драматично выразило кризис европейской цивилизации, вызванный Первой мировой войной и ее… …   Философская энциклопедия

  • ДИАЛЕКТИЧЕСКАЯ ТЕОЛОГИЯ — ведущее направление в теологии протестантизма в 1920 30 е. Возникла в Германии; основоположник К. Барт (1886 1968); классические представители Р. Бультман, Э. Бруннер, Ф. Гогартен, Э. Турнейзер, ранний П. Тиллих, позже в США Р. Нибур (1892 1971) …   Новейший философский словарь

  • ДИАЛЕКТИЧЕСКАЯ ТЕОЛОГИЯ — ДИАЛЕКТИЧЕСКАЯ ТЕОЛОГИЯ, ведущее направление в богословии европейского протестантизма 20 30 х гг. 20 в.; выступила против либерального протестантизма за возвращение к первоначальным идеям Реформации. Исходила из идей С. Кьеркегора, подчеркивала… …   Современная энциклопедия

  • Диалектическая теология — ДИАЛЕКТИЧЕСКАЯ ТЕОЛОГИЯ, ведущее направление в богословии европейского протестантизма 20 30 х гг. 20 в.; выступила против либерального протестантизма за возвращение к первоначальным идеям Реформации. Исходила из идей С. Кьеркегора, подчеркивала… …   Иллюстрированный энциклопедический словарь

  • Диалектическая теология — (другие названия: неоортодоксия, теология кризиса) направление в теологии, возникшее в протестантских церквях Германии и Швейцарии в двадцатые годы XX го века. Являясь реакцией на социальный оптимизм и модернизм либеральной теологии,… …   Википедия

  • диалектическая теология — (теология кризиса), ведущее направление в европейском протестантизме 20 30 х гг. XX в. Исходило из идей С. Кьеркегора, главные представители  К. Барт, Э. Бруннер, Р. Бультман, Ф. Гогартен и др.; в США  Р. Нибур. Резко противопоставив «религию»… …   Энциклопедический словарь

  • ДИАЛЕКТИЧЕСКАЯ ТЕОЛОГИЯ — [теология кризиса; нем. Dialektische Theologie], направление протестант. теологии, сформировавшееся в 20 х гг. XX в. и во многом определившее развитие совр. протестант. мысли. Д. т. явилась откликом на кризис европейской цивилизации, возникший… …   Православная энциклопедия

  • Диалектическая теология —         теология кризиса, ведущее направление в европейской теологии Протестантизма 20 30 х гг. 20 в., развивавшееся в контакте с ранним немецким Экзистенциализмом и близкое к нему по происхождению и установкам (например, в стремлении опереться… …   Большая советская энциклопедия

  • ДИАЛЕКТИЧЕСКАЯ ТЕОЛОГИЯ — (теология кризиса) направление протест, теологии, сложившееся в 20 е гг. 20 в. и распространенное гл. обр. в ФРГ и США. Идейн. истоки Д. т. учение Кьер кегора и экзистенциализм. Противоречия капитализма получили в Д. т. своеобразное отражение в… …   Атеистический словарь

  • Диалектическая теология —  ♦ (ENG dialectical theology)    теологическое движение, связанное с именами Карла Барта (1886 1968) и др. теологов, к рые на ранних этапах своего творчества подчеркивали парадоксальную природу божественной истины. Напр., по их мнению, Бог… …   Вестминстерский словарь теологических терминов


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»